Не для кого не секрет, что в каждом классе есть слабоуспешные обучающиеся. В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней, ГИА, ОГЭ за прошлые годы, а также и результаты административных контрольных работ . Основные причины низкого качества знаний учащихся, как подсказывает опыт, следующие:
· отсутствие мотивации;
· низкие способности;
· педагогическая запущенность учащихся;
· отсутствие должного контроля со стороны родителей;
· уровень подготовленности учащихся в начальной школе;
· ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся;
· недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
С целью преодоления учебной неуспешности и повышения качества знаний школьников по математике на уроках регулярно применяются следующие методы и формы работы: актуализация знаний проводится в форме разминки, при изучении нового материала предпочтительна фронтальная форма работы, где уделяется наглядности одна из главных ролей, т.к. у основной массы детей ведущий канал восприятия – визуальный и наглядно-образное мышление все еще остается ведущим. В процессе изучения нового материала концентрируется внимание слабоуспевающих учеников на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, обращаясь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Дозирование материала приводит к лучшему усвоению, исключает перегрузки. Здесь также помогают дифференцированные задания, взаимообучение, групповая и индивидуальная работа. Для вовлечения слабоуспешных обучающихся в посильную самостоятельную работу используются карточки-консультации.
Одной из любимых форм проведения уроков является нетрадиционная: уроки путешествия, экскурсии, соревнования, игровые уроки на основе групповой работы и т. д. Выполнение домашнего задание является необходимым условием работы со слабоуспевающими обучающими. Поэтому домашнее задание разноуровневое, с четкими инструкциями учителя по выполнению.
Групповые занятия «Занимательная математика», «Введение в геометрию» в 5-6 классе направлены на развитие познавательного интереса к математике, «Практикум по решению математических задач» в 8-9 классе помогают в подготовке обучающихся к экзамену. Индивидуальные занятия позволяют ликвидировать выявленные пробелы в знаниях, отработать и закрепить пройденный алгоритм.
В конце хотелось бы напомнить известные истины, которые должен соблюдать учитель, работая со слабоуспевающими учениками:
· Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
· Формирование познавательного интереса к предмету.
· Обязательный контроль выполнения всех заданий.
· Осуществлять дифференцированный подход при опросе и подготовки самостоятельных работ.
· Дифференцированное домашнее задание, которое состоит из обязательной и дополнительной части. |